Как полопаешь, так и потопаешь.
Не секрет, что сегодня получить здоровое полноценное питание может не каждый ребенок- в нашем районе. Нуждается же в этом каждый. Чтобы расти и развиваться, чтобы хорошо усваивать учебный материал. Родители многих детей в районе не в состоянии обеспечить полноценный рацион своим чадам. По разным причинам: асоциальный образ жизни, безработица, малоимущие или многодетные семьи... Поэтому во все времена "выручали" в этом вопросе детские сады и школы.
В работе управления образования питанию отводится приоритетная роль. В настоящее время питание организовано в 27 средних школах и в 15 основных, то есть питанием охвачено 95 процентов начальных классов, 80 процентов обучающихся в 5-9 классах и столько же - в 10-11 классах. Из-за отсутствия центрального водоснабжения не организовано питание в школе поселка Китерня, а в деревне Горевка отсутствует помещение.
Средняя стоимость обедов в школах - 20-25 рублей. Конечно, это недостаточная сумма, причем, и она на 80 процентов оплачивается родителями.
Директора школ самостоятельно организуют питание обучающихся, (то есть школь-I 1ые столовые входят в состав образовательного учреждения), самостоятельно заключают договоры с поставщиками продуктов питания.
Следует отметить хорошую организацию питания детей в таких средних школах, как Листвянская, Легостаевская, Тальменская, Усть-Чемская, Шибковская, Чернореченская, Улыбинская, Агролесовская, Верх-Коенская, Завьявловская, Евсинская и все школы поселка Линево.
Руководители основных школ работают в тесном социальном партнерстве с районной социальной защитой населения, с муниципальными образованиями, находят спонсоров. Очень хорошо поставлена работа в таких школах, как Калиновская, Елбашинская, Барабская, Рябчинская, Мостовская, Морозовская. В этих образовательных учреждениях часть детей питается вовсе бесплатно, а часть - с минимальной оплатой. Более того, стоимость обедов в них составляет 5-10 рублей. В основных школах, где нет столовых, оборудованы буфеты (Александровская, Ургунская). Здесь в ассортименте - выпечка, пирожки, бутерброды, чай.
Положительным результатом в организации горячего питания является то, что при проверке столовых специалистами Роспотребнадзора за последние три года грубых нарушений не выявлено, не регистрировались и случаи вспышечной инфекционной заболеваемости, источником которых служил бы пищеблок, и исследованные продукты соответствовали санитарным требованиям по микробиологическим показателям.
И все же не так все гладко вкусно и правильно. При оценке рационов питания необходимо отметить нарушение в соотношении основных питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Меню имеет ярко выраженную углеводистую направленность, не содержит и половины необходимого для растущего организма количества белка, витаминов и микроэлементов. Во всех школах отмечается недостаточное употребление детьми кисломолочных продуктов, рыбы, соков, мясных продуктов, сливочного и растительного масла, овощей, яиц. Самой популярной едой по-прежнему остается выпечка и чай. Это является следствием того, что директора школ вынуждены утверждать меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологическим потребностям детей в биологически ценных веществах в связи с тем, что питание осуществляется только за родительские деньги.
В ходе реализации комплексного проекта образования выделяются средства на приобретение технологического оборудования в школьные столовые. Их в районе 27. Год от года школьные столовые пополняются специальным оборудованием на сотни миллионов. В целом удалось обеспечить 80 процентов всех школьных пищеблоков, кое-где заменена и мебель.
Особый статус сегодня у так называемых подвозимых детей. Их в районе 415. Для обеспечения их горячим питанием на недавней сессии районного Совета депутатов было принято решение о выделении денежных средств. Теперь каждый подвозимый ребенок в школе получает питание на сумму в 10 рублей.
Между тем, по заявлению начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора в Искитимском районе А.Ф. Щербатова, "объективно, кое-где директора школ путают понятия "горячее питание" и "булочка и чай". Все же дети должны получать разнообразное полноценное питание - кисломолочные продукты, рыбу, фрукты и т.д. Кроме того, существуют нарушения и в организации питания: сколы на посуде, несогласованные меню, неправильное ведение документации или вовсе ее отсутствие, отсутствие суточных проб. Тем не менее, на основании анализов готовых блюд вот уже несколько лет к ряду замечаний никаких нет - блюда соответствуют всем необходимым санитарным и органдлептическим параметрам".
Кроме того начальник Роспотребнадзора отметил, что школьные пищеблоки год от года становятся лучше. И тем не менее растет заболеваемость органов желудочно-кишечного тракта. Так, к примеру, если в 2007 году отмечалось 454 случая заболеваний ЖКТ, то в прошлом их уже зарегистрировали 649. Порой наши дети, игнорируя хотя бы булочку и чай, бегут в соседний ларек и покупают чипсы, кириешки и прочую вредную пищу. Здесь уже виноваты не столько директора школ, сколько родители, не формирующие у своих чад культуру питания и здорового образа жизни.
Знаменка №12, 27 марта 2009 г.
На бал за деньгами
Более 130 ребят, да не простых, а отличников, и их родителей, съехалось недавно на традиционный рождественский бал отличников при главе района.
Получать деньги за свой нелегкий ученический труд - занятие приятное, гордиться за свое чадо и лицезреть его на большой сцене - ощущение необыкновенное.
Все эти бури страстей и эмоций в полной мере ощутили и ученики, и их родители, и даже артисты, выступающие для отличников. И конечно же, большие начальники - и.о. главы района В.Д. Чуркин, председатель Совета депутатов Иски-тимского района Я.Я. Ландайс и начальник управления образования администрации Иски-тимского района А.Л. Лямзина, пришедшие лично поблагодарить ребят за отличную учебу, родителей - за терпение, заботу и любовь, педагогов, ведущих своих подопечных тернистыми научными тропами, за профессионализм и индивидуальный подход. Благодарности и рукопожатия подкреплялись конвертами с денежными премиями.
На сцену один за другим выходили 5-ти 6-ти, 7-ми, 8-ми, 9-ти, 10-ти и, наконец, 11-тиклассники, прославившие себя и свою школу образовательными успехами. Кстати, среди девятиклассников не было ни одного представителя сильной половины человечества. Зато как было приятно видеть на сцене около 40 задорных улыбчивых пятиклашек и около 20 уже степенных, уверенных в себе выпускников.
Педагоги управления образования и центра дополнительного образования придумали увлекательный сценарий, где, как и полагается в Новый год, фигурировали Дед Мороз, Снегурочка, матушка Метелица... На этот раз ребята путешествовали по странам мира и узнавали, как там отмечают приход нового года. Вдоволь наигравшись и получив массу новой познавательной информации, отличники отправились... Думаете, по домам. Ошибаетесь! Не все же им уроки учить, да книжки умные читать: надо и повеселиться. Так вот, отправились они в клуб "Маяковский", где продолжили вместе с дедушкой Морозом и прочими любимыми героями петь, танцевать и зажигать. Администрация и коллектив клуба, а также его учредитель Иван Краузе, сделали все возможное, чтобы ребятам было весело и интересно. Администрация района и управление образования благодарит весь коллектив "Маяковского" за помощь и организацию неофициальной части торжества - бала отличников!
Знаменка №2, 16 января, 2009 г.
Итоговая аттестация; повод для размышления
В школах района в нынешнем году ЕГЭ сдавали 415 одиннадцатиклассников. Аттестаты получили 405 человек. За отличную учебу золотой медалью награждены шесть выпускников, серебряной - 11.
Наилучшие результаты по итогам единого госэкзамена по математике и русскому языку показали ученики школ из Лебедевки, Ново-Локтей, Верх-Коена, Старого Искитима, линевской гимназии № 1, Маяка, Усть-Чема и Степного. А в целом качество знаний выпускников Искитимского района ниже среднеобластного значения примерно на три-четыре балла. Самый слабый уровень показали районная вечерняя школа и Преображенская средняя школа. К слову, выпускники "вечерок" показывают традиционно низкие результаты как в Новосибирской области, так и по всей России.
Для поступления в высшие учебные заведения выпускники 2009 года чаще выбирали обществознание, физику, историю и информатику. Экзамены по остальным предметам сдавали единицы.
Из 698 учащихся девятых классов аттестаты получили 98 процентов учеников. При этом экзамены шли как по традиционной схеме, так и в форме, напоминающей сдачу ЕГЭ. Примечательно, что подавляющее большинство девятиклассников пожелали проходить испытания по-новому. Нынче диапазон выбранных экзаменационных предметов расширился, однако качество продемонстрированных знаний по сравнению с прошлым годом снизилось на 11 процентов. Больше половины учеников получили отметку "удовлетворительно". Хотя эксперимент показал, что 61 процент девятиклассников подтвердили свои школьные отметки в условиях независимой экспертизы (в прошлом году таких было всего 28 процентов выпускников). Лучший результат показали учащиеся основной школы, расположенной в Мостах, а также средних учебных заведений Гусельникова, Листвянского и линевской гимназии №1.15 девятиклассников получили аттестаты с отличием. Самый слабый показатель -в школах Барабки, Керамкомбината, Легостаева и Преображенки.
Главными причинами недостаточно высоких результатов сдачи экзаменов, отражающих соответствующий уровень знаний учеников, являются нехватка педагогических кадров, а также низкий уровень материально-технического обеспечения учебных заведений. На сегодняшний день еще 424 ребенка посещают малокомплектные школы, численность которых не превышает пятидесяти человек. И это непременно скажется на качестве образования детей.
Надежда Полевич
Искитимская газета №41, 15 октября, 2009 г.